...Рыбалку, рыбу и рыбацкие страсти...
Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?
Любому заядлому рыбаку, очень часто приходится интенсивно перемещаться по водоёму, покрывая при этом большие расстояния в поисках рыбы. А потому, скорость перемещения при рыбалке на крупных водоёмах, становится не такой уж и тривиальной задачей. Это в начале, покупается лодка для рыбалки и для души, а потом... Потом начинается "гонка вооружений", в надежде выжать из комплекта всего, на что он способен. Так что, знаменитая поговорка - "Какой русский не любит быстрой езды?", становится актуальной не только для пилотов формулы №1, но и для любого состоявшегося водномоторника.
Известно множество приёмов, позволяющих повысить скорость обычной надувной ПВХ лодки, путём усовершенствования её конструктивных особенностей, закладываемых ещё на самом раннем этапе строительства - проектировании. Это и придание корпусу правильных обводов повышающих её ходовые качества на волне (например - килеватости за счёт вклейки накачиваемого кильсона), и угол наклона вклеиваемого транца, и наклейка дополнительных реданов, брызгоотбойников, и специфическая конструкция концевиков у баллонов ПВХ лодки, и множество иных...
Но как не крути и не старайся, первопричиной проигрыша корпуса обычной ПВХ-шки (в плане скорости) в сравнении с "кастрюлями", остаётся - его недостаточная "жёсткость корпуса"...
Величина в принципе мизерная, но заметно влияющая на скоростные качества любого комплекта. Так что не советую сбрасывать её со счетов..
Конструкций корпусов ПВХ лодок - превеликое множество. Но основными их элементами, остаются баллоны и днище. От их состояния и будет зависеть такой показатель, как жёсткость корпуса. В погоне за малым весом и мобильностью (быстрота сворачиваемости и разворачиваемости), придумано различное конструктивное разнообразие и устройство полов в ПВХ лодке.
Различные "аирдеки" (мягкий пол из специального материала накачиваемый высоким давлением) и НДНД (Надувное Дно Низкого Давления), справляются с решением именно этих проблем.
Но одновременно пагубно сказываются на таком показателе, как жёсткость корпуса.
Ещё одна из разновидностей устройства полов в ПВХ лодке - пайолы (секции пола, выполненные из фанеры или из сотового алюминия). Они несомненно позволяют повысить жёсткость корпуса, но при этом, пайольные ПВХ лодки сразу начинают проигрывать в весе и мобильности, первым двум вариантам... Пол пайольной лодки, невозможно сделать цельнокроенным, поэтому его приходится разбивать на несколько секций (пайол). При этом, естественно нарушается "абсолютная" жёсткость цельнокроенного пайола.
С баллонами всё понятно. Чтобы придать корпусу максимальную жёсткость, нужно накачать баллоны до допустимого максимального давления установленного производителем. То же самое правило актуально и для полов ПВХ лодок - аирдек и НДНД.
Но что делать с пайольным полом порезанным на секции?
Первое что приходит на ум производителю - придать каким то образом жёсткость всему комплекту пайол. И именно для этих целей, в пайольных лодках предусмотрены так называемые стрингера. Именно стрингера призваны ликвидировать смещение пайол в пакете относительно друг друга как поперёк корпуса, так и вдоль. Поэтому их можно разделить на так называемые поперечные и продольные.
Все стрингера выполняются из алюминиевого профиля, который в свою очередь, может иметь самое различное сечение. Поэтому и устройство поперечных и продольных стрингеров у разных производителей лодок может кардинально различаться.
Для обустройства поперечных стрингеров, "начинающие" производители, чаще всего используют так называемый Н профиль
позволяющий быстро соединить две секции пайол. Достаточно подобрать его по толщине фанеры которая будет применяться при производстве пайол. К тому же стоит он значительно меньше, нежели профиль с более сложной геометрией...
Такой профиль как правило используется на моделях лодок эконом класса. Но такая "экономия" может в последствии, привести к плачевным результатам.
На моей лодке, через пару лет её эксплуатации так и случилось...
От давления накачиваемого кильсона в месте наибольшего его изгиба, стали выпирать во внутрь кокпита пайолы в районе клапана. Н-образный профиль стрингера, явно не справился с возникающими в этом месте нагрузками на пайольный пол. Увы...
ФОТОБолее надёжнее для продольных стрингеров алюминиевый профиль, соединяемый по так называемому принципу шип/паз. В паре, два таких профиля одетые на края смежных пайол, выглядят куда более надёжным узлом, способным выдерживать нагрузки на изгиб.
Поэтому я и задумался о смене продольных стрингеров на своей лодке. Благо к этому моменту, производитель уже освоил выпуск лодок со стрингерами именно по системе шип/паз. К тому же начал продажи отдельных комплектов, позволяющих сделать самостоятельную замену стрингеров.
Поперечные стрингера устанавливаются на пайольных лодках практически всех производителей. А вот продольные... не всегда. Так что мой Вам совет, при покупке лодки обязательно обращайте внимание на этот момент. Лодка с установленными продольными стрингерами - вариант гораздо предпочтительнее...
Продольные стрингера установленные на Вашей лодке, не дадут пайолам изгибаться под действием набегающего потока. При их отсутствии, у лодки часто возникает эффект "переваливания через бревно" на скоростях от 30 и выше км/час. К тому же, отсутствие продольных стрингеров, может влиять на появление прохватов у используемого на лодке двигателя. Связано это с тем, что во время такого изгиба корпуса, под днищем образуется воздушный пузырь - который заметно тормозит ход лодки, а на выходе струи из под транца - создаёт проблемы вращающемуся винту.
Поэтому, если на Вашей лодке продольных стрингеров изначально нет, задайте вопрос производителю или его официальному дилеру (часто - он же и продавец в одном лице) - возможно ли установить дополнительно продольные стрингера силами производителя или сервисного центра. Часто такая услуга идёт как опция, естественно - за отдельную плату...
Ну, а если нет такой услуги у производителя, тогда уж устанавливайте сами... Благо, это не так уж и сложно, как Вам кажется...
О том как самостоятельно установить продольные стрингера, рассказано в следующей статье блога.
А пока, я с Вами прощаюсь! Надеюсь что ненадолго!