Без секретов Про ...

Без секретов Про ...

...Рыбалку, рыбу и рыбацкие страсти...



Пятое колесо телеге... или зачем лодке нужны колёса? Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке? Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

...Банальные вещи:
  • Про рыбалку на Дону...
  • Про снасти и оснастки для рыбалки...
  • Про экипировку и снаряжение рыбака...
  • Про рецепты рыбацкой кухни...
  • Про теорию, практику и многое другое...

Пятое колесо телеге... или зачем лодке нужны колёса?

Пятое колесо телеге... или зачем лодке нужны колёса?

Какой же водномоторник, живущий поблизости от воды, не мечтает о транспортном средстве позволяющем доставить лодку "в полном боевом снаряжении" до берега, быстро скинуть её на воду и отчалить на рыбалку не теряя при этом ни секунды драгоценного времени? На 100% уверен, что никто не отказался бы от решения подобной проблемы... Иначе бы не изобретали всевозможные тележки цепляемые за фаркоп автомобиля, системы погрузки/разгрузки лодки на крышу авто и так называемые - транцевые колёса, которые занимают пожалуй самую большую нишу в этом сегменте.

Вариантов конструкций транцевых колёс - превеликое множество. Оно и понятно почему... Всё обусловлено конструктивными особенностями разных моделей лодок, предпочтениями в способе их крепления непосредственно к транцу и многими иными причинами...

Основные требования которые к ним предъявляются - пристегнул транцевые колёса к транцу - докатил лодку (иногда уже и полностью снаряжённую) до уреза воды - быстро скинул лодку на воду - отстегнул колёса и отнёс их в авто (или лагерь), либо задрал их вверх прямо на транце - и "алга" на рыбалку...

Всё здорово и казалось бы вопрос транспортировки лодки до берега уже давно имеет своё решение и нечего тут копья ломать...

Местный автор, сразу смякитил в чём их прелесть. Самостоятельно их изготовил

Транцевые колёса собственного изготовления для лодки Адмирал 320

и успешно пользовался ими до недавнего времени не ведая никаких проблем. Пока...
Пока не купил собственный "домик в деревне" и не переехал туда на ПМЖ (раньше жил на даче у друга несколько лет).

А там... преодолеваемое при транспортировке расстояние от дома до воды, стало в три раза длиннее...
И пришло осознание, что хороши транцевые колёса до тех пор, пока расстояние которое необходимо преодолеть, не очень то и большое... Ну максимум метров до 300.

При этом, если мы всё же говорим о ПОЛНОСТЬЮ СНАРЯЖЕННОЙ ЛОДКЕ, то необходимо сделать поправку на:
- Здоровье...
- Вес снаряженного "болида"
- Надёжность конструкции (толщина металла, прочность сварных швов, надёжность креплений к транцу и пр.)
- Условия транспортировки - бездорожье или асфальт и...
- Скорость с которой мы всё это "хозяйство" собираемся транспортировать..

Причём, последние два фактора для задачи - доставлять полностью снаряженную лодку на расстояния свыше 300 метров, на мой взгляд - будут РЕШАЮЩИМИ! Хотя в купе с первыми двумя, это и вовсе ставит под сомнение использование транцевых колёс для решения нашей проблемы... Вы и 300 метров заму...чаетесь её таскать каждый день.
НА рыбалку ещё куда ни шло - бодро и весело... а вот С рыбалки... почему-то почти в два, а то и в три раза тяжелее...

Не каждый рискнёт протащить около центнера по ухабам или полосе прибрежного песочка даже на колёсах...
А если к тому же здоровье не ахти какое, то можно и богу душу отдать.
Да и цеплять лодку с транцевыми колёсами за машину (чем и как?) вроде тоже не АЙС... Скорость транспортировки возрастает, а значит и возрастает риск повредить или лодку, или транцевые колёса или транец лодки.

Ну? И какое решение в таком случае Вам приходит на ум?

- Тележка для транспортировки лодки? цепляемая за автомобиль, мотоцикл, квадроцикл, мотокультиватор или иной традиционный "буксировщик"...

Как вариант ДА! - ибо ИМХО это лучшее в данном случае решение. Либо уже разориться и купить полноценный лодочный прицеп.
А если нет - ни того, ни другого, ни третьего...? Тогда "пердячим паром"? (Пардон мадам за мой французский...)

- Самодельный моторизованный буксировщик?... на основе какого нибудь движка...

Тоже как вариант. Но куда его тогда девать после того как довезли лодку до берега? С собой в лодку? Назад домой?
Опять проблемы... Либо лодку стырят пока будешь отгонять это чудо инженерной мысли домой, либо речь уже нужно вести не о простом надувастике, а о целом корабле...
В общем - куда ни сунься - всюду какая нибудь засада.

Лень как говорится - двигатель прогресса, а безделие долгими зимними вечерами даёт время пошевелить извилинами (если они ещё не стёрлись)...
И вдруг...

Эврика! (завопил воспалённый разум) А что если?

...Скрестить транцевые колёса и электрическое мотор колесо (М-К) от какого нибудь электроскутера, электробайка или как там их ещё...?
(Не...ну ни в таком конечно же варианте как на превьюшке к посту. На такой вариант простому рыбаку никаких сбережений не хватит....) Вот такое к примеру

Пятое колесо телеге... или зачем лодке нужны колёса?

Или любое иное, благо их тоже оказывается - превеликое множество..

Пятое колесо телеге... или зачем лодке нужны колёса?

Явно что при таком раскладе - все прелести в одной корзине:
- Полностью снаряженная лодка едет одинаково бодро как до воды, так и обратно домой... Причём - САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!!
Вы ею лишь управляете.
- Вес снаряженного комплекта не критичен, если правильно рассчитаны технические характеристики самого "движителя".
- Вы передвигаете гружённую лодку с безопасной для конструкции транцевых колёс скоростью - скоростью пешехода...
Если конечно в самой конструкции заложен достаточный запас прочности для транспортировки ГРУЖЁННОЙ лодки по пересечённой местности.
Хотя... не от большого ума, можно сломать что угодно... и даже танк через дуло перевернуть.
- Не требуется никакого "возвращения на базу"... Поднял колёса на транце и вперёд! - Минимум переделок в традиционной схеме транцевых колёс.

Один ЖИРНЫЙ минус во всей этой затее - ДОРОГОВИЗНА реализации такого проекта...

Наверняка вылезет куча "подводных камней", о которых я ещё не догадываюсь... Но чёрт побери! Все плюсы которые можно получить в результате реализации такого проекта, перечёркивают все неудобства с которыми можно столкнуться.
Решено - буду собирать деньги и осиливать трудности по мере их поступления...
А пока - пошёл изучать матчасть...

А вы что думаете по этому поводу?

P.S. Хотелось бы придумать какое нибудь короткое и звучное название для будущего проекта отражающее суть идеи, чтобы не писать каждый раз к примеру - "транцевые колёса с электроприводом на основе мотор-колеса от скутера (байка, гироскутера и прочее...)".
Предлагайте...

Понравилась статья? Отправь в закладки:

Комментариев: 1

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

На момент написания статьи, автор имеет на вооружении пайольную лодку Адмирал 320S, в модели которой, на момент её покупки, производителем не была предусмотрена установка продольных (боковых) стрингеров... Увы. Поэтому, было решено исправить сей недостаток...

Если Вы тоже задумаетесь над проблемой самостоятельной установки стрингеров на своей лодке, то у Вас возникнет проблема - где приобрести продольные стрингера подходящие под пайолы именно Вашей лодки. Не секрет, что у разных моделей и разных производителей, толщина фанеры используемой на пайолах - разная. Поэтому для начала определитесь, какой профиль Вам придётся искать.

На моём Адмирале 320S, пайолы выполнены из 9-ти миллиметровой фанеры.
Итак...

Задача номер один - купить. Решения три.

  1. Заказать у производителя.
    Если стрингера устанавливаются на других моделях - значит есть в наличии нужный нам профиль. Производитель не обязан, но может пойти на встречу и выслать Вам комплект именно под Вашу лодку.
  2. Поискать на сайтах иных производителей.
    Комплекты продольных стрингеров для лодок иных фирм с аналогичной размерностью, вполне могут подойти и к Вашей лодке.
  3. Поискать профиль в фирмах специализирующихся на продаже различного алюминиевого профиля.
    Таких фирм на самом деле в интернете превеликое множество. Вопрос лишь в том, смогут ли они выполнить Ваш заказ - порезать кусками определённого размера и выслать заказ по адресу, если Вам удастся найти профиль нужного сечения...

В любом случае, самое главное, это купить профиль подходящий под толщину именно Ваших пайол! Обращайте на это внимание!

В моём случае всё решилось просто. Производитель в лице фирмы Адмирал booat, наладил с покупателями замечательную обратную связь и выполняет почти все "хотелки" своих как состоявшихся, так и будущих клиентов (вплоть до изготовления лодок нестандартной комплектации по желанию заказчика). Чего иной раз не скажешь о многих иных фирмах. Так что мною был заказан комплект продольных стрингеров (два куска специального профиля с пластиковыми заглушками в торцах по 1м каждый), оплачен пластиковой картой и благополучно получен посредством транспортной кампании Автотрейдинг.

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

Остаётся только установить.. Ну что же... Приступим?

Как сделать разметку для пропилов под продольные стрингера

"Семь раз отмерь - один раз отрежь" гласит народная мудрость. Всегда уважал чужой опыт... А посему, приступаем к разметке.
Для этого, укладываем комплект пайол на ровную поверхность в такой же последовательности, как они должны лежать в кокпите лодки. К одной из сторон уложенных пайол, прикладываем стрингер, с таким расчётом, чтобы он перекрывал своей длиной три соседних пайолины.

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

В носовой части установка стрингеров не практикуется, потому как конструктивно, почти у всех моделей лодок ПВХ носовой баллон имеет криволинейные обводы в обоих плоскостях. К тому же, нагрузка при глиссировании лодки идёт на пайолы 1/3 задней части корпуса ПВХ-шки. Вот и будем ставить стрингера именно на первые три пайолины считая от транца лодки.

В результате всех операций по установке стрингеров, они должны встать таким образом, чтобы не происходило выпирания за край всего комплекта пайол. "Заподлицо" так сказать... А для этого, нам нужно точно разметить глубину пропила в котором стрингер будет одеваться на край фанеры. Можно конечно же всё это вымерять при помощи линейки. Но я поступил проще.

У краёв приложенного стрингера, выровняв его по плоскости края пайол, прямо по размерам профиля начертил вот такой контур для будущего пропила (с обоих сторон стрингера).

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

А потом соединил их одной линией при помощи метровой линейки. Получили искомую разметку с одной стороны.

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

Разметку пропилов под стрингера необходимо сделать длиннее на 3-5 см. с каждой стороны стрингера. Такой приём позволяет в дальнейшем, более удобно одевать и снимать стрингера при сборке разборке лодки.

Чтобы не пришлось пилить лишнего (с обоих сторон), среднюю пайолину при разметке можно сместить в противоположную сторону от размеченного края и только потом, выполнить аналогичную разметку по второму краю набора пайол.

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?
Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

Разметка закончена. Берём лобзик и выпиливаем по разметке карманы для установки стрингеров. Чтобы не образовывалось сколов на фанере, необходимо приобрести пилочки по дереву с так называемым "чистым" резом древесины. У таких пилочек для лобзика как правило мелкий зуб. Или обточить на наждаке до нужной конфигурации, полотно от ножовки по металлу. Но в таком случае - наберитесь терпения и не пытайтесь форсировать события. Такое полотно будет очень медленно пилить и сильно греться. Не торопитесь.

После всех операций, рекомендую слегка скруглить края срезов пайол и ОБЯЗАТЕЛЬНО обработать любой водоотталкивающей пропиткой. Я обрабатывал края пропиткой - Pinotex Focus, содержащей в своём составе воск. Края можно так же обработать горячей олифой, пропитать несколько раз машинным маслом (опять же желательно на горячую) или любым водостойким лаком (например яхтным). В дальнейшем, это предотвратит разбухание пайол, что облегчит Вам жизнь при сборке и разборке лодки.

Правильная и неправильная установка стрингеров...

Из-за большой длины ПВХ лодки, иногда приходится устанавливать по два отрезка стрингеров вдоль каждого борта. Для бОльшей продольной жёсткости пакета пайол при сборке лодки, в таком случае, стрингера необходимо устанавливать так, как показано на рисунке.

Как самостоятельно установить стрингера на ПВХ лодке?

Ну вот в принципе и все нехитрые манипуляции. Справиться с таким тюнингом сможет любой мало-мальски рукастый мужик, имеющий под рукою электролобзик и не пугающийся трудностей...

Остаётся только собрать лодку и научиться правильно одевать стрингера.

Как правильно одевать продольные стрингера

Многие новички впадают иной раз в непреодолимый ступор, когда впервые собирают лодку со стрингерами. Ну не получается никак одеть их - и всё тут!
Специально для них я отснял пару видео показывающих наглядно процесс одевания стрингеров на пайолы при сборке лодки и типичные ошибки которые они могут допускать.

Как видите ничего сложного в этом нет... При сборке лодки всегда помните о моём предупреждении про клапана!!!! При определённой сноровке, ничего подкладывать под днище не приходится и даже на колени становиться не придётся, если у Вас не больная спина...

P.S. Можно ничего не подкладывать под пайолы во время одевания стрингеров. Просто накачайте надувной киль (если он имеется на Вашей лодке) и данная операция намного облегчится...

Удачи Вам в Ваших начинаниях!

Понравилась статья? Отправь в закладки:

Оставить комментарий

Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

Любому заядлому рыбаку, очень часто приходится интенсивно перемещаться по водоёму, покрывая при этом большие расстояния в поисках рыбы. А потому, скорость перемещения при рыбалке на крупных водоёмах, становится не такой уж и тривиальной задачей. Это в начале, покупается лодка для рыбалки и для души, а потом... Потом начинается "гонка вооружений", в надежде выжать из комплекта всего, на что он способен. Так что, знаменитая поговорка - "Какой русский не любит быстрой езды?", становится актуальной не только для пилотов формулы №1, но и для любого состоявшегося водномоторника.

Известно множество приёмов, позволяющих повысить скорость обычной надувной ПВХ лодки, путём усовершенствования её конструктивных особенностей, закладываемых ещё на самом раннем этапе строительства - проектировании. Это и придание корпусу правильных обводов повышающих её ходовые качества на волне (например - килеватости за счёт вклейки накачиваемого кильсона), и угол наклона вклеиваемого транца, и наклейка дополнительных реданов, брызгоотбойников, и специфическая конструкция концевиков у баллонов ПВХ лодки, и множество иных...

Но как не крути и не старайся, первопричиной проигрыша корпуса обычной ПВХ-шки (в плане скорости) в сравнении с "кастрюлями", остаётся - его недостаточная "жёсткость корпуса"...
Величина в принципе мизерная, но заметно влияющая на скоростные качества любого комплекта. Так что не советую сбрасывать её со счетов..

Конструкций корпусов ПВХ лодок - превеликое множество. Но основными их элементами, остаются баллоны и днище. От их состояния и будет зависеть такой показатель, как жёсткость корпуса. В погоне за малым весом и мобильностью (быстрота сворачиваемости и разворачиваемости), придумано различное конструктивное разнообразие и устройство полов в ПВХ лодке.

Различные "аирдеки" (мягкий пол из специального материала накачиваемый высоким давлением) и НДНД (Надувное Дно Низкого Давления), справляются с решением именно этих проблем.
Но одновременно пагубно сказываются на таком показателе, как жёсткость корпуса.

Ещё одна из разновидностей устройства полов в ПВХ лодке - пайолы (секции пола, выполненные из фанеры или из сотового алюминия). Они несомненно позволяют повысить жёсткость корпуса, но при этом, пайольные ПВХ лодки сразу начинают проигрывать в весе и мобильности, первым двум вариантам... Пол пайольной лодки, невозможно сделать цельнокроенным, поэтому его приходится разбивать на несколько секций (пайол). При этом, естественно нарушается "абсолютная" жёсткость цельнокроенного пайола.

Как повысить жёсткость "корпуса" ПВХ лодки?

С баллонами всё понятно. Чтобы придать корпусу максимальную жёсткость, нужно накачать баллоны до допустимого максимального давления установленного производителем. То же самое правило актуально и для полов ПВХ лодок - аирдек и НДНД.

Но что делать с пайольным полом порезанным на секции?

Первое что приходит на ум производителю - придать каким то образом жёсткость всему комплекту пайол. И именно для этих целей, в пайольных лодках предусмотрены так называемые стрингера. Именно стрингера призваны ликвидировать смещение пайол в пакете относительно друг друга как поперёк корпуса, так и вдоль. Поэтому их можно разделить на так называемые поперечные и продольные.

Все стрингера выполняются из алюминиевого профиля, который в свою очередь, может иметь самое различное сечение. Поэтому и устройство поперечных и продольных стрингеров у разных производителей лодок может кардинально различаться.

Для обустройства поперечных стрингеров, "начинающие" производители, чаще всего используют так называемый Н профиль

Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

позволяющий быстро соединить две секции пайол. Достаточно подобрать его по толщине фанеры которая будет применяться при производстве пайол. К тому же стоит он значительно меньше, нежели профиль с более сложной геометрией...

Такой профиль как правило используется на моделях лодок эконом класса. Но такая "экономия" может в последствии, привести к плачевным результатам.
На моей лодке, через пару лет её эксплуатации так и случилось...

От давления накачиваемого кильсона в месте наибольшего его изгиба, стали выпирать во внутрь кокпита пайолы в районе клапана. Н-образный профиль стрингера, явно не справился с возникающими в этом месте нагрузками на пайольный пол. Увы...

ФОТО

Более надёжнее для продольных стрингеров алюминиевый профиль, соединяемый по так называемому принципу шип/паз. В паре, два таких профиля одетые на края смежных пайол, выглядят куда более надёжным узлом, способным выдерживать нагрузки на изгиб.

Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

Поэтому я и задумался о смене продольных стрингеров на своей лодке. Благо к этому моменту, производитель уже освоил выпуск лодок со стрингерами именно по системе шип/паз. К тому же начал продажи отдельных комплектов, позволяющих сделать самостоятельную замену стрингеров.

Поперечные стрингера устанавливаются на пайольных лодках практически всех производителей. А вот продольные... не всегда. Так что мой Вам совет, при покупке лодки обязательно обращайте внимание на этот момент. Лодка с установленными продольными стрингерами - вариант гораздо предпочтительнее...

Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?

Продольные стрингера установленные на Вашей лодке, не дадут пайолам изгибаться под действием набегающего потока. При их отсутствии, у лодки часто возникает эффект "переваливания через бревно" на скоростях от 30 и выше км/час. К тому же, отсутствие продольных стрингеров, может влиять на появление прохватов у используемого на лодке двигателя. Связано это с тем, что во время такого изгиба корпуса, под днищем образуется воздушный пузырь - который заметно тормозит ход лодки, а на выходе струи из под транца - создаёт проблемы вращающемуся винту.

Поэтому, если на Вашей лодке продольных стрингеров изначально нет, задайте вопрос производителю или его официальному дилеру (часто - он же и продавец в одном лице) - возможно ли установить дополнительно продольные стрингера силами производителя или сервисного центра. Часто такая услуга идёт как опция, естественно - за отдельную плату...

Ну, а если нет такой услуги у производителя, тогда уж устанавливайте сами... Благо, это не так уж и сложно, как Вам кажется...

О том как самостоятельно установить продольные стрингера, рассказано в следующей статье блога.
А пока, я с Вами прощаюсь! Надеюсь что ненадолго!

Понравилась статья? Отправь в закладки:

Комментариев: 1

апрель, 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30