...Рыбалку, рыбу и рыбацкие страсти...
Как установить и настроить тахометр ТТО на ПЛМ Suzuki DF4-6
Выбор тахометра - задача не из простых. На рынке превиликое множество различных моделей отличающихся друг от друга как техническим исполнением так и качеством. Несмотря на всё разнообразие, задачи они выполняют вполне определённые, считают моточасы и показывают обороты работающего двигателя. О том на что обращать внимание при выборе своего первого тахометра и причинах по которым он необходим, мы поговорили в прошлой статье.
Мой выбор пал на тахометр/счётчик моточасов - Tachometer&Hour Meter TTO от фирмы Trail Tech. И сегодня я Вам расскажу о том, как я выбирал оптимальное место для его установки на своём двигателе Suzuki DF5 и как настраивал.
Казалось бы тривиальная задача, имеющая традиционное испытанное решение. Ну куда его обычно крепят? Правильно - на румпель... Не важно каким способом - при помощи двухстороннего скотча, пластиковыми хомутами или саморезами... Важно КУДА!.
Лепят и сверху и сбоку, и даже на колпак. Встречались и ШЕДЕВРЫ - на противоположной от шкипера стороне!
НОНСЕНС! Увидев ТАКОЕ, хочется спросить, а как во время движения смотреть то на показания прибора? Кто нибудь задумывался об этом?
Вариант крепления тахометра на колпак, я отмёл сразу. Пожалуй это самое уязвимое место на моторе, где тахометр можно случайно задеть при переноске двигателя. Поэтому как и все, я стал примерять его на румпель. Нашёл ему самое подходящее место, собираясь прикрепить его на двухсторонний скотч идущий в комплекте.
Именно здесь, благодаря своим маленьким размерам, тахометр ни куда не упирался и ни чему не мешал при складывании румпеля.
Не знаю почему, но интуитивно мне такое решение почему-то не нравилось...
Теперь нужно было аккуратно завести сигнальный провод в подкапотное пространство. Он будет считывать импульсы с высоковольтного провода свечи зажигания. На моторе Suzuki DF5 слава богу это сделать не так сложно как на некоторых других марках моторов, где попросту нет видимого отверстия куда заходит жгут с проводами от кнопки "Стоп" расположенной на румпеле. Тут же, этот жгут на самом виду.
Аккуратно расплетаем пластиковую "пружину" придающую компактность жгуту.
Пропускаем сигнальный провод сквозь отверстие в подкапотной крышке и заплетаем всё в обратном порядке, оставляя небольшую слабину возле самого тахометра, для удобства при складывании румпеля.
Перед окончательным закреплением его на выбранном месте, желательно убедиться в правильности работы тахометра. Поэтому, советую пока не закреплять его...
В подкапотном пространстве мотора, прокладываем сигнальный провод так, чтобы он не касался нагреваемых частей двигателя. Очищаем от внешней изоляции кусочек сигнального провода, достаточный для того чтобы сделать необходимое количество витков вокруг свечного провода. Делаем не менее пяти полных витков. Укладываем их плотно - виток к витку и закрепляем изолентой.
ВАЖНО! Не старайтесь наматывать сигнальный провод как можно ближе к свече зажигания. При таком варианте - возможны помехи! Допустимо, закрепить витки сигнального провода на расстоянии не менее 3-5см от свечного колпака, а ещё лучше - как можно подальше от него.
Если у модели Вашего тахометра есть второй провод, то его надо закрепить "на массу" - т.е. к любой металлической части ПЛМ.
Излишки провода, аккуратно пакуем и стянув пластиковым хомутом, кладём на дно подкапотной крышки.
Остаётся только проверить работу тахометра и настроить его при необходимости.
Собственно говоря, никаких дополнительных настроек для корректной работы тахометра ТТО на ПЛМ Suzuki DF4-6 МНЕ - не потребовалось. При соблюдении вышеуказанных рекомендаций, тахометр работал прекрасно. Но если для Вашего двигателя потребуется перенастройка то инструкцию по настройке, можно увидеть на обратной стороне фирменной упаковки. Не забываем, что тахометр ТТО универсальный, и способен работать как с двухтактными, так и четырёхтактными двигателями. При этом, ему абсолютно не важно, сколько цилиндров имеет двигатель. Можете крепить сигнальный провод тахометра к любому свечному проводу, любого из цилиндров.
Настройка режимов работы тахометра, производится при помощи обычной зубочистки (или иного острого предмета) и кнопки расположенной на задней стороне корпуса. Здесь же, должна быть указана дата производства прибора (напечатана на маленькой бумажной бирке и приклеена к корпусу), по которой можно определить "свежесть" вставленной батарейки.
Далее приступаем к настройкам согласно инструкции.
ВНИМАНИЕ! Производите настройки тахометра только НА НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ!
Всё. Больше никаких настроек тахометр не имеет! Проверьте качество работы тахометра на ходу, и если Вы видите явную "лажу" в показаниях, то не бойтесь экспериментировать и повторить настройки.
Если Вы не знаете какой режим нужно выбрать именно для Вашего мотора, то самый простой способ настроить этот тахометр, это народный... "методом тыка". :)
Важно! Показаний одних лишь холостых оборотов двигателя для определения корректности работы тахометра, не всегда достаточно. Поэтому желательно провести ещё и тест на максимальные обороты.
Встречаются ситуации, когда тахометр на холостых оборотах показывает вроде бы правильно (в допустимых пределах), а вот в остальном диапазоне, начинает явно привирать. Причина может крыться в неправильной укладке или намотке сигнального провода. Он должен быть намотан не только подальше от свечного колпака, но и уложен подальше от ВСЕХ имеющихся проводов электрической цепи мотора.
Ну вот вроде бы и всё. После проверки правильности работы своего тахометра, я просто приклеил его корпус к монтажной площадке из двухстороннего скотча наклеенной на румпеле.
Ан нет... Оказалось что не всё!
После нескольких поездок, выяснилось, что смотреть на показания тахометра закреплённого на румпеле, мягко говоря - не совсем удобно. Без разницы, будет он закреплён так как описано выше, или сбоку румпеля (естественно со стороны шкипера)...
Угол обзора, для меня оказался неудобным, несмотря на хорошее качество отображения информации на самом дисплее даже в солнечную погоду.
Немного покумекав и обнаружив на поворотном механизме мотора незадействованные резьбовые каналы, была изготовлена из полосы оцинкованного металла скоба, с помощью которой тахометр был закреплён в ином месте.
Теперь это выглядит так.
Обзор тахометра значительно улучшился и сверяться с его показаниями на ходу, стало намного удобнее. При складывании румпеля, сам румпель выступает в качестве "защиты" от случайных повреждений тахометра при перевозке ПЛМ в транспортном положении.